Теоретико-аналитическое объединение
TAO
Ленинградская школа африканистики
Теоретико-аналитическое объединение
 на базе журнала "Манифестация" 

А.ПОНДОПУЛО

Луи Федерб (1818-1889), становление антропологии «рас» и традиция изучения фульбе

Европейская наука об Африке складывалась, до недавнего времени, как колониальное знание. Очевидно, что недостаточно в колониальной традиции видеть лишь ветхий материал, сотканный из предрассудков белого человека, осваивающего Африку. Этот багаж привлекает нас в настоящее время не столько как сумма знаний, сколько как особая форма связи с объектом исследования. Почему, например, катенгории «раса», а также «первопричина», «происхождение» господствуют в колониальном мышлении, почему оно по своему характеру является генеалогическим, исследующим «сущности» во времени?

Имя Луи Федерба известно сейчас главным образом как название станции метро в Париже (в память участия генерала в обороне подступов к городу в 1870 году, во время Франко-прусской войны). Лицей Федерба и мост Федерба в Сен-Луи в Сенегале (ныне переименованные, но в обиходе так и называемые) напоминают об энергичной деятельности Федерба-губернатора Сенегала (1854-1861 и 1863-1865). В периоды оживления интереса к колониям в конце XIX-го века и в 30-е годы ХХ-го о генерале были написаны книги патриотического содержания, прославляющие его роль в качестве создателя французской колониальной империи в Западной Африке. Современники и потомки видели в нём не только основоположника движения «вглубь» континента, но и главного строителя упрощённых расовых классификаций: его многочисленные труды ценили за «ясность и решительность», с которыми он «разграничил» «расы» в новозавоёванных районах. Неизвестные «расы» он сделал известными, а самое главное, узнаваемыми (а, значит, и предсказуемыми). Он окончательно «определил расы».

Почему в эпоху множественных расовых классификаций именно вариант, предложенный Федербом, остановил внимание современников? По образованию военный инженер, Федерб воспринимал знание как часть активной деятельностии и её основу: его дипломатия, военные действия, градостроительство опирались на накопление информации о языках и об их физических носителях. Федерб тесно сотрудничал не с одним, а с несколькими научными обществами: тяготея к полигенической интерпретации происхождения «рас», он и с моногенистами находил точки соприкосновения. Губернатор был горячим сторонником эволюционной теории Дарвина, особенно её применения к социальной сфере. Когда дарвинизм наконец завоевал популярность среди французских антропологов, Федерб уже был признанным авторитетом и его работы, пропагандирующие взгляды Геккеля, вызвали интерес и легли на благодатную почву. После поражения Франции в войне 1870 года, Федерб был одним из решительных выразителей идеи реванша в демографической и колониальной областях: Франция вернёт себе потерянное местно среди европейских держав, благодаря правильной демографической политике и колониальной экспансии, в которой антропология будет советницей правительства.

Интерес Федерба к этнографии и лингвистике населения южнее Сахары вырос из его увлечения алжирскими древностями и сравнительной идентификацией берберов и арабов. Работа о берберах и арабах берегов Сенегала(1) была первой серьёзной статьёй Федерба. В ней он развивал идею дихотомии населения «местного» и «пришлого», «завоёванных» и «завоевателей» в соответствии с идеями романтической школы в истории и в востоковедении. Эта дихотомия, проецируемая на народы южнее Сахары, была призмой, через которую Федерб видел этничнескую действительность. Генерал был сторонником идеи постоянства, сохраняемости «расы» в ходе исторического процесса, неизменности расовых признаков и передающегося по наследству неравенства между «расами». Это мировоззрение неизбежно привлекло его в Парижcкое антропологическое общество (Socete d'Anthropologie de Paris), цитадель полигенеческой теории происхрождения «рас».

Но до этого Федерб сотрудничал с Географическим обществом (Societe de Geographie de Paris), главным образом, в области изучения западно-африканских языков. В письмах президентам Общества Федерб объяснял, что его вокабюляры [своды слов — Ред.] («волоф Сен-Луи», «серер Баоля», «фуля Фута», «бамбара Каарты», «сараколе Галама»), все территориально привязанные, имели целью определение лингвистических семей и, значит, «рас». «Если мы хотим знать, кто они, рассмотрим, на каких языках они говорят»(2). Федерб заявлял, что язык выражает «характер расы», что «высшим расам» соответствуют «более развитые» языки. Язык фула, как ему казалось, по своему богатству, мелодичности и мягкости мог быть скорее сопоставлен с итальянским, а не с местными африканскими языками, что служило доказательством отличия фульбе от африканцев негроидного типа, в чём Федерб был абсолютно убеждён.

В работе о «чёрном» населении бассейнов Сенегала и Верхнего Нигера Федерб стремился максимально упростить «кажущуюся сложность рас и языков, приписываемую неграм»(3). К идее физического и психического детерминизма «расы» он прибавил представление о том, что «раса» является продуктом определённой окружающей среды, плотью от плоти земли, на которой она живёт. Сравнение «расы» с животным миром часто встречается у Федерба, что сближает его с пониманием антропологии как «зоологии человеческого рода»(Топинар) и с медицинской ветвью антропологического знания и отдаляет от эрудитов-гуманитариев , объединившихся в Географическом обществе. Тем не менее, географы приветствовали попытку Федерба классифицировать «расы» на основе лингвистических критериев: три лингвистических семьи, соответствующих «расам», из которых две аборигенные — языки группы манде и языки группы серер-волоф, и иностранная семья — языка фула.

Федерб столкнулся с трудностью, общей для полигенистов, — как согласовать многообразие физических «типов», количество которых в таксономических описаниях военных и медиков непрерывно возрастало, с постоянством и незыблемостью трёх главных рас? Федерб видел источник физического многообразия в этническом смешивании, в скрещивании «рас». Но при изменении «формы», «содержание» «расы» сохраняется. В отличие от Гобино, видевшего в смешении крови хаос и дегенерацию, Федерб приветствовал соединение «рас» (в 70-е годы его пошлитические противники злословили по поводу его негритянской жены и детей), считая, что в некоторых случаях оно укрепляет изначальные признаки каждой расы. По его убеждению, исследуя историю каждого этноса, можно смешанного населения дойти до его «чистой» расовой первоосновы. В этом, собственно, и состоит, с его точки зрения, задача исследователя: из смешанных «рас» выделить главные, основополагающие «первоначальные» «расы».

Таким образом можно было описывать западно-африканские общества преимущественно как конгломераты метисов, со значительной частью «крови» фульбе, допуская, что они — потомки «расы», более близкой к европейцам и восприимчивой к цивилизации. В населении смешанном «чистые» «расы» существуют как бы в форме остаточных явлений. Понятно, что эти идеи современны колониальным проектам строительства мостов, телеграфа и железных дорог, вокзалов, и складов, использующих местную рабочую силу.

Федерб испытывал особую слабость к фульбе, но он также интересовался «низшими расами» и смешанным населением. Напротив, географы культивировали изучение «рас», «самых любопытных», имеющих письменность (берберы, фульбе), приписывая им особую «судьбу», роль промежуточного звена в процессе заселения изначально белой «расой» остальных континентов. Посредством дискуссии о вероятном «потемнении» фульбе можно было вернуться к вопросу о происхождении африканских «рас» от европейских предков.

Позитивизм Федерба побуждал его искать «объективный метод», по-настоящему «научный», дающий возможность сравнивать «расы» и выстраивать их иерархию. Что касается географов, то их в 1850-60-ые годы продолжало интересовать статистическое описание Африки, бытовавшее в первой четверти XIX-го века и уже устаревшее, коллекционирование словников и надписей, устных традиций и сказок. Федерб принадлежал как бы к другой эпохе, чем его старшие товарищи — египтологи, специалисты по редким языкам и древним надписям.

Он нашёл единомышленников в молодом Антропологическом обществе, созданном в 1859 году медиком Полем Брока (Paul Broca), и объединявшем, в основном, врачей. Вступив в это Общество в 1867 году, Федерб был одним из его самых активных участников и в 1874 году стал его президентом. Под руководством Брока Федерб увлёкся краниометрией и занимался сравнительным измерением черепов из алжирских могильников. Он жаловался на недостаточное количество черепов фульбе, что не позволяло сделать окончательные выводы о среднем объёме мозга и, соответственно, об уровне интеллектуального развития «расы». Убеждённый материалист (уверенный в том, что умственные способности находятся в прямой зависимости от анатомии черепа и объёма мозга), Федерб завещал своё тело (также поступили Брока и Гамбетта) Обществу взаимной отопсии (Societe de l'autopsie mutuelle), существовавшее при Антропологическом обществе. Физические антропологи видели в Федербе «своего»: человека республиканских убеждений и позитивистских взглядов, служителя «идеи колониальной экспансии и цивилизации во благо Родине»(4).

Ко времени участия Федерба в работе Антропологического общества относится его ключевой «Очерк языка фула»(5). В этой работе он хотел привести в соответствие идею о своеобразии фульбе с последними достижениями эволюционной теории: любая «раса» как специфическое единство языка и физических признаков соответствует определённому этапу в эволюционной цепи. Научная классификация «рас» представляет собой, по его мнению, сочетание лингвистических классификаций и классификаций физических признаков. По этим гибридным классификациям, фульбе ближе к европейцам, чем к негроидному населению Африки. В перспективе, каждая «раса» должна играть в колониальном обществе свою «роль». История фульбе выглядит как повествование о приспособлении «белой расы» к среде традиционного обитания «чёрной расы».

Очевидно, что сотрудничество Федерба как с «гуманитарной» частью этнографического знания, так и с физическими антропологами способствовало тому, что современники видели в нём основоположника науки об «африканских расах». Представления Федерба об особенностях фульбе имели долгую жизнь и побудили не одно поколение исследователей искать в культурах Западной Африки фульбскую основу(6).



(1) Faidherbe L. Les Berberes et les Arabes des bords du Senegal.// Bulletin de la Societe de Geographie, 4-e s., t.VII, 1854, pp. 89-112.

(2) Ibid., p. 92.

(3) Faidherbe L. Populations noires des bassins du Senegal et du Haut Niger.// Bulletin de la Societe de Geographie, 4-e s., t.XI, 1856, pp. 281-300.

(4) Laborde. Mort du general Faidherbe. Discours de M.Laborde.// Bulletin de la Societe d'Anthropologie de Paris, octobre 1889, p. 452-456, p. 453.

(5) Faidherbe L. Essai sur la langue poul. Grammaire et vocabulaire , Paris, Maisonneuve, 1875, 132 p.

(6) Уместно упомянуть классические для отечественной африканистики и этнографии второй половины ХХ века статью Д.А.Ольдерогге «Хамитская проблема в африканистике»(«Советская этнография», 1949, №3, С.156-170) и разделы, посвящённые фульбе, в его же монографии «Западный Судан в XV-XIX вв.: Очерки по истории и истории культуры» (Труды Института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Новая серия. Т.53. М.-Л., 1960) — Ред.

Copyright © 2002-2004, Теоретико-аналитическое объединение
Хостинг от uCoz